м. Киевская, м.Смоленская,
Ростовская набережная, д. 3, Москва

вернуться назад

Агрессия у детей

Записаться на приём

Агрессия — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Агрессивность — это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурса.


Агрессию разделяют на конструктивную и деструктивную.


Конструктивная агрессия

Деструктивная агрессия

-врожденное поведение, необходимо для нормального эмоционального развития, адаптации. К такому виду  агрессии относятся:



– появляется в результате не просто дискомфорта, а  чрезмерно сильных негативных переживаний. Это проявляется в злобном, враждебном поведении, способном причинить окружающим боль. Этому поведению может сопутствовать:


  • познавательная активность,
  • настойчивость, направленная на достижение цели,
  • самозащита.


  • ярость,
  • ненависть,
  • задиристость,
  • желание отомстить.
ПРИМЕР: 
Ребенок настойчиво пытается ползти. Он старательно продвигается вперед, заставляя двигаться свои руки и ноги, чтобы доползти до яркой игрушки.

или

5-летний ребенок учится кататься на велосипеде, падает и снова садится на велосипед.

Или

Подросток, пытающийся решить задачу по алгебре.


ПРИМЕР:

Маленькому мальчику понравился чужой самокат, и он хочет кататься на нем. Но хозяин самоката попросил вернуть его, у мальчика возникло чувство недовольства, а когда хозяин самоката забрал его, мальчик испытал сильное неприятное переживание, враждебность.






Конструктивная агрессия мотивирует развитие познания и самостоятельности. Поведение, присущее этому типу агрессии, служит для защиты потребностей, собственности, прав. Оно направлено на удовлетворение личных желаний, достижение цели. Проявление этого типа агрессии естественно для здоровой адаптации к среде.

Деструктивная агрессивность в форме враждебности и ненависти наносит вред и формирует нежелательные черты характера, можем иметь социальные последствия – хулиганство, драчливость, трусость.



В наших силах помочь ребенку – поддержать конструктивную агрессию (настойчивость, усилия в достижении цели), помочь направить эту энергию  на получение положительного результата. С другой стороны, мы можем помочь ребёнку научиться справляться с враждебными чувствами и преодолевать агрессивные импульсы.

 

Как уменьшить деструктивную агрессию и сделать более редкими ее проявления?

1. Уменьшить чрезмерно сильные негативные переживания, которые вызывают враждебные чувства. Быть более чуткими к нуждам своего ребенка, реагировать на потребности своих детей.


ПРИМЕР:

3-х месячный ребенок хочет кушать. Он сначала кряхтит, внешним видом показывает свой дискомфорт. Чуткая мать замечая эти проявления недовольства, начинает готовить кормление: наполнять бутылочку смесью. Ребенок капризничает сильнее. Но получает желаемую еду и успокаивается. Если бы время подготовки затянулось дольше, у ребенка бы возникли чрезмерно негативные переживания, которые формируют деструктивную агрессию.


2. Обеспечить безопасную реализацию ребёнка в активности и самостоятельности:  создать безопасное пространство дома, где ребенок сможет изучать окружающий мир, проявлять свою активность и самостоятельность.  В более старшем возрасте - поощрение активности в спорте, учебе, творчестве. 


ПРИМЕР:

Полуторагодовалый ребенок стремится к познанию окружающего, трогает предметы, до которых можно дотянуться. Мама постоянно одергивает его: «не трогай посуду», «не открывай шкаф», или сажает его надолго в манеж, где ребенок начинает злиться, так как не получил желаемое. Если обеспечить ребенку безопасное изучение окружающего (убрать предметы, которые может испортить ребенок, и предметы, которые могут навредить самому ребенку), то частота проявлений гнева снизится.


 

3. Конструктивно определить границ дозволенного. Запрет – это ограничение стремления ребенка к самостоятельности. Установление предела разрешенного, начиная с младенческого возраста, вызывает в ребенке чувство враждебности. Это чувство с одной стороны – конфликтно, ограничивает самостоятельность, с другой стороны это возможность научиться конструктивно обращаться с собственной враждебностью. Устанавливая запреты и ограничения, важно придерживаться правил:

  • Ограничения и запреты  должны быть установлены в соответствии с возрастом ребенка и ситуацией.
  • Ограничения нужны для того, чтобы оградить ребенка от опасности, а не для того, чтобы обидеть или без нужды понизить активность ребенка. Поэтому ограничения должны быть ясными и понятными, и их нужно донести до ребенка в прямой доступной, но уважительной форме, а не в виде просьбы. Твердое запрещение гораздо быстрее будет усвоено ребенком, чем упреки, злоба или отказ в его просьбе.
  • Причины запретов, а также последствия нарушений (выбегание на проезжаю часть, игра с розеткой), нужно объяснить ребенку в доступной форме. Тем самым мы снижаем болезненные реакции на запреты и враждебность по отношению к родителя




4. Научить ребенка выражать и выплескивать негативные эмоции в приемлемых формах. Очень неприятно, когда ребенок недоволен и более того, враждебен по отношению к родителям, но это хорошая возможность помочь ребенку в выражении подобных чувств:

  • Помочь ребенку высказать свои чувства. Но высказывания не должны быть обидными и запрещенными в вашей семье.  Физическое же выражение враждебных чувств допустимо только как ответная реакция на нападение.
  • Позаботиться о безопасности выражения враждебных чувств. Слова гнева могут причинять боль, но не должны оскорблять и наносить обиду.

Враждебное чувство против близких любимых людей у детей может вызывать внутренний конфликт, и ребенок может проявлять агрессию по отношению к себе (аутоагрессию): обзывать, бить себя.

Ребенку нельзя позволять бить взрослого,  так как в дальнейшем это может заставить ребёнка бояться наказания и чувствовать свою вину. Ему можно запретить это делать, сказав: «Я люблю тебя и не хочу, чтобы ты бил меня или себя. Но ты можешь сказать мне, почему ты рассердился». Если ребёнок упорствует - это повод задуматься об интенсивности переживаемых ребёнком эмоций. Если в этом трудно разобраться самим, можно обратиться к специалистам.

 

5. Помочь ребенку при переживании болезненных чувств тревоги. Тревогу ребенок способен чувствовать уже на первом году жизни, и она способна вызывать эмоциональную боль, а соответственно и враждебность.


ПРИМЕР:

Ребенок 3-х лет был вынужден расстаться с матерью на несколько дней, в ее отсутствии он испытал сильную тревогу. При встрече он грубо разговаривал, был сердит на нее, проявлял враждебность.


Тревога - это чувство беспомощности ребенка перед каким-то явлением, которое он воспринимает как опасное:

    • разлука с родителями,
    • страх потери родительской любви,
    • незнакомые люди,
    • страх телесных повреждений.

Переживание  тревоги - чувство очень болезненное, поэтому оно вызывает враждебность. Тревога способна вызвать у ребенка даже депрессию.

Основной способ помочь ребенку — дать ему почувствовать, что он не одинок в своём переживании, чтобы почувствовал, что родители прилагают усилия, чтобы помочь ему справиться с этим чувством, устранить предполагаемую угрозу и причину страха.


ПРИМЕР:

Ребенку 4-х лет приснился страшный сон. Родители успокаивают его: «это всего лишь сон!», находятся вместе с ним, подбадривают.


 

6. Создать гармоничные отношения между родителями и детьми. В руках родителей имеется возможность снизить или усилить враждебность собственного ребенка.

    • Необходимо создавать положительную эмоциональную среду, отвечать взаимностью на проявление привязанности ребенка
    • Обеспечить доверительную атмосферу благодаря своей любви и поддержке.

 

Важно помнить, что жизнь устроена так, что ребенку даже в идеально созданных домашних условиях трудно избежать болезненных разочарований. Неудовольствие в небольшом количестве создает условия для здорового развития и приобретения навыков, побуждает ребенка к адаптации, в отличие от чрезмерного неудовольствия, которое препятствует его нормальному развитию.

Значительно проще предотвратить проявления деструктивного поведения, чем потом бороться с враждебностью ребенка, когда она стала стабильной чертой психики, свойством характера.






Специалист/услуга Стоимость Продолжительность
Психологи / психотерапевты
Анискина Софья Андреевна 5000 руб. 50 мин
Баранова Жанна Владимировна 5000 руб. 50 мин
Гусева Галина Павловна 7000 руб. 50 мин
Денисова Татьяна Александровна 5000 руб. 50 мин
Кошкина Екатерина Владимировна 5000 руб.  50 мин
Круговова Мария Алексеевна 5000 руб. 50 мин
Макарова Мария Александровна 5000 руб.  50 мин
Нестеренко Маргарита Александровна 7000 руб. 50 мин
Старостина Оксана Дмитриевна 5000 руб.  50 мин
Соболь Наталья Евгеньева 5000 руб.  50 мин
Рыбакова Ирина Александровна 5000 руб. 50 мин
Федотова Элина Леонидовна 5000 руб. 50 мин
Шустова Наталья Васильевна 5000 руб. 50 мин

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

close

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

    • (###)
    • ###
    • ####