Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на собственных интересах и отвергает требования. Его тяжело понять, но все же по косвенным признакам ясно, что окружающий мир имеет огромное значение для него.
К школьному возрасту такого ребенка в семье обычно уже произошла взаимная адаптация. Однако с посещением детских учреждений остаются проблемы. И если избегающее поведение на детской площадке еще можно пережить, то в школьном классе уже явно окажется неприемлемым.
Возникает масса вопросов. Как же его интегрировать в общество? Куда можно с ним пойти? В какой школе учиться? Как ему самостоятельно освоиться в обществе других людей, сверстников? Не проще ли воспитывать и обучать его дома?
Аутистические расстройства представляют крайне неоднородную группу, но есть общие особенности, типичные варианты социализации и направления помощи в этом процессе.
В эмоционально-личностном развитии такому ребенку не удается достичь первичного ощущения целостности своего «Я», отдельного от окружения. Поэтому трудно ожидать от него полноценного контакта, целенаправленного освоения навыков и знаний. Тем не менее, постоянная адекватная помощь, развивающие занятия и опыт корректной социализации могут принести ему большую пользу. Социализация в данном случае обычно проходит в условиях специализированных коррекционных центров и интернатах.
Основной решаемой задачей является освоения простых рутинных занятий и бытовых навыков. Изначально новая среда может провоцировать усиление аффективного напряжения, моторных разрядок. Однако по мере освоения, структура организации активности в учреждении, структура самих занятий дают ребенку чувство ритма и упорядоченности происходящего. И это как раз то, что помогает ему справиться с хаотическим потоком внутренних и внешних стимулов. Поведение становится более упорядоченным и предсказуемым. Индивидуальные занятия со специалистами и малые коммуникативные группы позволяют освоить простые стереотипы взаимодействия со средой и другими людьми. Дети начинают проявлять больший интерес к взаимодействию и выделять значимых других. Благодаря этому учатся выражать свои желания пусть жестами, вокализациями или с помощью карточек, но более направлено и понятно.
Со временем распорядок и организация уроков осваиваются как новый успокаивающий стереотип, и ребенок становится более доступным. Эмоциональная зависимость и незрелость ограничивают возможности свободного общения в группе и гибкого освоения знаний. Эти проблемы решает психологическое сопровождение ребенка и его семьи.
Такие дети нередко попадают в массовую школу. Здесь общие правила и регулярные занятия становятся постоянным раздражающим фактором. Резкие вспышки негативизма и агрессии чередуются с уходами в болезнь и другими вариантами избегания. Без специальной помощи педагогов и психологов редко удается преодолеть дезадаптацию, при том, что обучение само по себе не представляет никаких видимых трудностей. «Терапевтичной» будет школьная среда с принимающей обстановкой и ясными, четкими требованиями. Работа с агрессией, развитие понимания себя и других в социальном взаимодействии - задачи индивидуальной и групповой работы с психологом.
Индивидуальные случаи всегда сложнее и разнообразнее. Команда специалистов центра Август поможет составить общую картину развития ребенка, продумать «маршрут» социализации ребенка и конкретные пути помощи. В центре есть возможность посещать индивидуальные занятия педагогов и психологов с большим опытом работы с аутистическими расстройствами. В случае необходимости предоставляются подробные рекомендации по обращению к коллегам смежных специальностей.
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Телефон:
+7 499 252 71 52 +7 925 186 97 77Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).
Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.
За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.
Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время